Родительский университет

Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.

 

Сегодня, понимая, что у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

 

Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал. 

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

 

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. 

Основные задачи Родительского университета:

-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

Дата проведения

Тема родительского собрания

Место проведения

Ответственные

1

Сентябрь

«Основные направления деятельности учреждения образования в 2024/2025 учебном году»

 

1. Организация образовательного процесса в 2024/2025 учебном году.

 

2. Организация питания учащихся

3. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями. Оплата за учебники и условия  освобождения от оплаты.

4. Организация социальной, воспитательной и идеологической работы, внеурочной  деятельности в новом учебном году, в том числе в шестой школьный день.

5. Роль и место ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» в процессе воспитания учащихся

6. Ответственность родителей за воспитание детей и за создание для них безопасных условий. Ответственность родителей за недостаточный контроль над времяпрепровождением несовершеннолетних.

 

 

актовый зал

 

 

 

 

 

Мороз Л.Ф,

заместитель директора по по воспитательной работе

 

Филимоненко Ю.Н. заместитель директора по учебной работе

 

Быкова Л.А., заместитель директора по учебной работе

 

Дроздова Ю.Ю. , Секацкая О.В., педагоги-организаторы

 

инспектор ИДН

врач-валеолог

инспектор МЧС

сотрудник РУВД

педагоги дополнительного образования

 

 

 

 

2

декабрь

«Нравственные уроки моей семьи»

 

1. Профилактика безнадзорности и

правонарушений среди несовершеннолетних.

 

2. Влияние внутрисемейных отношений на

эмоциональное состояние ребенка. Предупреждение безнравственного

поведения, формировании духовности в

семье.

 

3. Жестокое обращение и насилие в отношении несовершеннолетних: признаки, факторы, пути решения.

 

4. Профилактика суицидального поведения

несовершеннолетних.

 

5. Организация занятости учащихся в период зимних каникул. Безопасные каникулы.

 

 

 

6. Организация работы с октябрятами: традиции в новом формате

актовый зал

 

 

 

 

 

Мороз Л.Ф,

заместитель директора по по воспитательной работе

 

Филимоненко Ю.Н. заместитель директора по учебной работе

 

Быкова Л.А., заместитель директора по учебной работе

 

Барсукова Н.Н., заместитель директора по учебной работе

 

Дроздова Ю.Ю., Секацкая О.В.,  педагоги-организаторы

 

инспектор ИДН

врач-валеолог

инспектор МЧС

 

 

 

 

3

март

«Правильно сделанный

выбор – будущее вашего ребёнка».

 

1. Профессиональное

самоопределение учащихся.

Значение выбора профессии в

жизни человека.

 

2. Организация

профориентационной работы

в школе.

 

3. Роль семьи в процессе выбора профессии и

самоопределения школьников

 

4. Современный  облик пионерской дружины

 

5. Организация занятости учащихся в период весенних каникул. Безопасные каникулы.

 

актовый зал

 

 

 

 

 

Мороз Л.Ф,

заместитель директора по по воспитательной работе

 

Филимоненко Ю.Н. заместитель директора по учебной работе

 

Быкова Л.А., заместитель директора по учебной работе

 

Барсукова Н.Н., заместитель директора по учебной работе

 

Дроздова Ю.Ю., Секацкая О.В., и педагог-организаторы

 

инспектор ИДН

врач-валеолог

инспектор МЧС

сотрудник РУВД

 

 

 

 

4

май

«По страницам ушедшего года»

1. Подведение итогов учебного года.

2. Организация и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени и выпускных и централизованных экзаменов на III ступени общего среднего образования в 2025 году, организованном завершении учебного года.

 

3. Организация полезной занятости несовершеннолетних в летний период 2025 года

 

4. Деятельность общественного объединения «Белорусский республиканский          союз молодежи» как    средство самореализации           и раскрытия                   творческого потенциала учащихся

 

4. Слагаемые детской безопасности в летних период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мороз Л.Ф,

заместитель директора по по воспитательной работе

 

Филимоненко Ю.Н. заместитель директора по учебной работе

 

Быкова Л.А., заместитель директора по учебной работе

 

Барсукова Н.Н., заместитель директора по учебной работе

 

Дроздова Ю.Ю. , Секацкая О.В., педагоги-организаторы

 

инспектор ИДН

инспектор МЧС

сотрудник РУВД

 

 

п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

исполнители

«Мой ребенок-младший школьник» для родителей учащихся (IIIклассов)

1.

Адаптация учащихся в школе.

21-26.10.2024

Семинар-практикум

Педагог-психолог

Медуница Н.В..

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

Медицинский работник

Лавренкова Н.А.

2.

Режим дня школьника

16-21.12.2024

Беседа

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

Медицинский работник Лавренкова Н.А.

 

3.

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

17-22.03.2025

Конструктивный диалог

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

 

4.

Трудовое воспитание детей в семье.

26-31.05.2025

Дискуссия

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

 

«Мой ребенок-младший школьник» для родителей учащихся (III- IVклассов)

1.

Гендерный подход в воспитании ребенка

21-26.10.2024

Лекция

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

Медицинский работник

Лавренкова Н.А.

2.

Как научить своего ребенка  жить в мире людей?

16-21.12.2024

Круглый стол

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

3.

Ребенок и компьютер

17-22.03.2025

Дискуссия

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

Медицинский работник

Лавренкова Н.А.

4.

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

26-31.05.2025

Семинар-пркатикум

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

 

«Мой ребенок-подросток» для родителей учащихся (V-VIклассов)

1.

Адаптация ребенка в новом коллективе.

21-26.10.2024

Семинар-практикум

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

2.

Девочки и мальчики – два разных мира. Гендерный подход к воспитанию детей дома

16-21.12.2024

Лекция

/беседа

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

Медицинский работник

Лавренкова Н.А.

3.

Меры наказания и поощрения в современной семье

17-22.03.2025

Лекция

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

4.

Безопасность подростков в сети Интернет

26-31.05.2025

Круглый стол

Педагог-психолог

Медуница Н.В.

Педагог социальный Артеменко Е.В.

Классные руководители

Инспектор ИДН

Усольцев А.А.

п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

исполнители

«Мой ребенок-подросток» для родителей учащихся (VII-VIII классов)

1.       

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

23-25.10.2024

круглый стол

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный Кинжалова Е.В.

Классные руководители

 

2.       

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций.

17-19.12.2024

диспут

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный Кинжалова Е.В.

Классные

руководители

3.       

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений

18-20.03.2025

круглый стол

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный Кинжалова Е.В.

Инспектор  ИДН

4.       

Жизненные цели подростков

20-23.05.2025

семинар

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный Кинжалова Е.В.

Классные руководители

«Мой ребенок-подросток» для родителей учащихся (IX классов)

1.

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

23-25.10.2024

круглый  стол

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

Представители учебных заведений 

 

2.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

17-19.12.2024

семинар-практикум

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

инспектор ИДН 

Медицинский работник

Лавренкова Н.А.

3.

 Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

18-20.03.2025

дискуссия

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

 

4.

Портрет современного подростка

 

 

20-23.05.2025

круглый стол

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

 

«Мой ребенок-старшеклассник для родителей учащихся (X- XI классов)

1.

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

23-25.10.2024

Семинар-практикум

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

 Классные руководители

 

2.

Факторы риска для здоровья современной молодежи

17-19.12.2024

диспут

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

Медицинский работник

Лавренкова Н.А.

3.

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?

 

18-20.03.2025

Семинар-практикум

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

 

4.

Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

20-23.05.2025

дискуссия

Педагог-психолог

Волкова Т.Г.

Педагог социальный

Кинжалова Е.В.

Классные руководители

 

Адаптация учащихся в школе

           Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности. Этапы адаптации ребёнка к школе:

1.     Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.

2.     Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.

3.     Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Признаки успешной адаптации

Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при полнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

1.     Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

2.   Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

3.    Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

4.     Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

5.     Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Советы родителям:            

1.     Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!

2.     Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.

3.     Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.

4.     Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.

5.     Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.

6.     Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.

7.     Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.

8.     Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.

9.     Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.

10. Не ставьте ребёнку условий.

11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.

12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.

13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

 

Педагог – психолог

Матюшина М.С.

             Учебный год начался, и у родителей и детей теперь одна «боль» на двоих: уроки! Что делать и как быть с тем, что ребёнок просто не хочет делать уроки? Если ссоры и домашние задания в Вашей семье идут рука об руку, если скандалы, уговоры и упреки чередуются с математикой, чтением и английским, тогда читайте советы психолога о том, как научить ребенка делать уроки.

Главное правило для родителей: прежде чем пытаться понять, как научить ребенка делать уроки в Вашем случае, постарайтесь уяснить, почему в принципе ребенок не хочет делать уроки. И тому могут быть разные причины.

Ребенок не хочет делать уроки: причины физиологические

 

К таковым относятся обычная усталость, постоянное сосредоточение на школьных проблемах, а для детей младшего школьного возраста – перевозбуждение или наоборот эмоциональная опустошенность. В этом случае ребенок может не хотеть делать уроки просто потому, что ему трудно сконцентрироваться. Поэтому, дорогие родители, если вы считаете, что усаживать  ребенка делать уроки надо сразу после школы, то Вы ошибаетесь. Дайте ему отвлечься от мыслей о школе и немножко отдохнуть. Но отдохнуть в этом случае не значит «окунуться» в телефон. Отдых должен именно разгрузить голову. Самые подходящие варианты: спортивная секция, прогулка, для самых маленьких школьников – возможность поиграть любимыми игрушками или поспать, если ребенок еще не отвык спать днем.

 

Ребенок не хочет делать уроки: причины психологические

 

Осторожно выясняем, в чем именно причины того, что ребенок не хочет делать уроки. Относится ли это нежелание ко всем домашним заданиям по всем предметам или что-то все-таки он делает с большей охотой. Если какие-то предметы пользуются особой нелюбовью вашего чада, спрашиваем о причинах. Может быть, предмет непонятный, задания по нему не получаются, нет контакта с учителем  и так далее. В зависимости от того, что Вы узнали, выстраивайте дальнейшую линию поведения.

1.Если нет контакта с учителем. Узнайте у ребёнка о традиционных моментах урока. Пусть он расскажет о том, как себя чувствуют другие дети. Что в поведении учителя  мешает Вашему ребёнку легко контактировать с ним? Возможно, причина в том, что ребёнок просто не привык к новым требованиям или новому человеку. Постарайтесь тактично объяснить ребенку, что учитель делает строгие замечания для того, чтобы все вели себя на уроке как следует, были внимательны. Если Вам из рассказов ребенка все-таки кажется, что учитель ведёт себя грубо или еще как-то нарушает преподавательскую этику, то постарайтесь сначала лично пообщаться с педагогом или классным руководителем, прежде чем озвучивать ребенку свое окончательное мнение о педагоге.

 

2.Если не нравится (непонятен) предмет. Тут важно не запускать, а найти время и возможность позаниматься самому с ребёнком дополнительно. Нет ничего хуже «снежного кома» непонятых тем, вопросов, пропущенных уроков. Ваша задача как взрослого, умного и опытного человека – не только научить ребенка делать уроки, но и научить учиться!

 

Еще несколько советов как научить ребенка делать уроки

 

1.Приучайте ребенка к режиму дня и ритуалу выполнения домашних заданий как одной из его частей. Допускаются небольшие перерывы в процессе делания уроков, особенно ученикам начальных классов – они еще не умеют так надолго сосредотачиваться.

2.Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер и в течение недели потихоньку стимулируйте ребенка делать какие-то задания вперед. Например, предмет был в понедельник и в следующий раз будет в четверг – убедите ребенка сделать домашнее задание по нему в понедельник – вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что что-то из уроков уже готово!

3.Совсем маленьким ученикам помогите правильно организовать выполнение домашней работы. Детям свойственно долго сидеть с чем-то одним, отвлекаясь и мечтая, а потом бывает трудно собраться «в кучу». Быть организованным и сконцентрированным, не тратить время попусту – эти навыки Ваше чадо приобретет не сразу.

4.Поощряйте самостоятельность, когда что-то несложное ребенок делает сам. Вы можете только проверить и похвалить.

5.Не делайте сложные задания за ребенка! Этим Вы ему не поможете, а лишь закрепите неправильную модель поведения: «Зачем напрягаться, если мама с папой всегда подстрахуют и все напишут за меня!» Объясняйте, подталкивайте в нужном направлении, пусть ребенок учится мыслить!

И последний, но очень важный нюанс – психологический настрой. Если ребенок не хочет делать уроки, внушайте ему обратную идею: делать уроки вовремя и как следует – большой плюс для него самого!

 

-Он выучил урок, на следующий день его спросили и он получил хорошую оценку, и Вы говорите: «Молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!»

-Он заранее сделал все уроки и сложил портфель на понедельник, и Вы говорите: «Видишь, сделал дело, теперь можешь с чистой совестью гулять смело в выходные!»

-Он делает уроки вовремя, сосредоточенно и внимательно, и Вы говорите:  «У тебя отличная усидчивость и умение концентрироваться, тебя ждут успехи и в карьере потом!»

Далее придумывайте сами позитивные утверждения-похвалы!

Со временем у ребенка станет меньше негатива по отношению к домашним заданиям, особенно если он увидит, что с этим он справляется,  и  его за это хвалят, что вы всегда готовы помочь и  позаниматься дополнительно. А через какое-то время появится привычка делать уроки вовремя, осознанно и для собственной пользы!

 

Педагог-психолог школы     

Волкова Т.Г.

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

подробнее...
19 июля, пятница

Профилактическая беседа с трудовым коллективом МГКУПТ

подробнее...
поделиться в: