СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

27.05.2024

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

       Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Централизованное тестирование (ЦТ) рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.

Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к централизованному тестированию, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.

Особенности процедуры централизованного тестирования 

  • Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.
  • Во время ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика (не подведи), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.
  • ЦТ предполагает проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.
  • ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.
  • Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.
  • Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.
  • Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.
  • Процедура ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.
  • Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

Правила подготовки к экзаменам

  1. Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
  2. Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
  3. Не терять времени зря– проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
  4. Новый сложный материал учить утромпосле хорошего отдыха.
  5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз(утром и вечером).
  6.  При заучивании необходимо учитывать «правило края»:обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  7. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
  • тип запоминания информации(зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
  • тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
  1. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
  2. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
  3. Пересказывать материалсвоими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
  4. Использовать самоободрениесамоубеждениесамоприказсамоконтрольи самопоощрение во время подготовки к экзамену.
  5. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
  • Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
  • В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 мин.
  • Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
  • Использовать смехотерапию.
  • Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
  1. Заботиться о своем здоровье:

Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).

Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как помочь детям подготовиться к ЦТ

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на ЦТ, и не критикуйте ребенка после ЦТ. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне ЦТ – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходимы питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, то покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, кроватью, в столовой и т.д.
  11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  12. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревогу. Если ребенок не носит часов, то обязательно дайте ему часы на тестирование.
  13. Накануне ЦТ обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Как подготовиться к экзаменам?

Экзамены – это стресс для школьников. Но можно научиться воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя. Улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательным и организованным.

            Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради и т.д. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

            Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

            Для начала хорошо определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

            Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.

            Обязательно следует чередовать работу и отдых, например, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыва.

            Готовясь к устному экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам.

            В конце каждого дня подготовки следует проверить степень усвоения материала:  вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

            Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно, не спешите впадать в депрессию, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, а сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.

            Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) – в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания.

            Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, а, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа.

            За несколько дней до экзамена обязательно проиграйте мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию и т.д. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее.

Советы родителям:

  1. Наблюдайте за самочувствием ребенка.
  2. Обратите внимание на питание: во время интенсивного напряжения ему необходимы разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
  3. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых.
  4. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. И не критикуйте ребенка после экзаменов.
  5. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

     6.Провожая на экзамен, обнимите своего ребенка, скажите, как вы его любите, верите в успехи и ждете дома!

  1. Как быстро снять нервное напряжение

По утверждению врачей, любая физическая нагрузка — лучший и эффективный метод устранения нервного напряжения.

 

Стрессовые состояния и усталость

Стрессовые состояния  снимаются  самыми  разными способами.  Эффективными  методиками,  доступными  для самостоятельного использования, являются релаксация,  ауторегуляция дыхания и физические  приемы,  к которым относятся  ароматерапия, упражнения и т. д.

Первое, что  полезно  сделать,  это  хорошо выспаться.  Также рекомендуется постепенно увеличивать  продолжительность  суточного   сна  на пятнадцать минут в день. Увеличив   ночной сон  на один  или полтора часа,  результаты можно ощутить уже через   неделю.

 

Пешая прогулка.

Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят:

нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.

Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое — на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.

 

Физкультурная пауза:

Сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7.

Соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.

Сядьте на краешек стула, руки свободно опустите, голову поднимите вверх. Считайте до 10. Затем сделайте вдох, а на выдохе склонитесь к коленям. Вдохните, на вдохе распрямитесь медленно.

Если вы испытываете  эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы. Займитесь фитнесом, сделайте пешие прогулки привычкой.

 

Выпускаем пар.

Если эмоции зашкаливают и вы можете уединиться, дайте выход чувствам, не сдерживайте их ни в коем случае! Способов сделать это много, выберите подходящий вам: покричите во весь голос, побейте подушку или другой предмет,  швырните что-нибудь и т.д.

 

Дыхательные упражнения.

Положите руки на талию. Вдохните глубоко носом, считая до 8 и надувая живот. Затем выдыхайте через рот, считая до 16, язык при этом прижимайте к небу, как бы произнося «Ссссс», это делает выдох равномерным. Повторите не менее 3 раз. Желательно делать это упражнение 15 минут.

Выдох через напряжение снимает все спазмы, расслабляет все мышцы, устраняется не только нервное напряжение, но и усталость.

 

Точечный массаж (акупрессура) стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки:

массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против нее.

Разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.

 

Уверенность на экзамене

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы сегодня осваивали. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

 

Эмоциональное напряжение

Одной из  эффективных  методик  снятия  эмоционального  напряжения человека является   способ  визуализации  и представления. Кроме того, важно  в течение  нескольких  дней осознанно контролировать свои переживания  и эмоции.

 

 Как это можно сделать?

Самый  простой совет – это глубоко  вздохнуть и  несколько раз встряхнуть плечами каждый раз, когда  в поле  зрения попадаются объекты, напоминающие  о  травмирующем человека  эмоциональном  переживании.

Второй способ -  это  физическая активность.  Движение -  прекрасный способ восстановить  эмоциональный фон.   Это может  быть  любимая гимнастика, подвижные  игры с детьми на свежем воздухе,  генеральная уборка в квартире или  др.

И третий способ  -  приятное  окружение. Речь  идет  не  только  об  общении  с близкими и  желанными  людьми, родственниками и друзьями, но  также  о предметном  окружении. Так,  хорошо  окружить себя  на некоторое время только  тем, что  доставляет  исключительно  благоприятные и положительные эмоции.  Это  любимые  цветы и  музыка,  красивые  фильмы и  книги,  красивая одежда  и  другие аксессуары.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ.

Как подготовиться к сдаче тестирования

Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план подготовки.Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
  • Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменомна то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Как вести себя во время тестирования

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на тестировании! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения тестирования  в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

 

Педагог-психолог                                                                             Т.Г.Волкова

поделиться в: