Государственное учреждение образования «Могилёвский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Оказание ситуационной помощи инвалидам
В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов» в ГУО «Средняя школа № 35 г. Могилева имени К.Г.Владимирова» разработан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.
Согласно указанному алгоритму, инвалиду, сопровождающему его лицу при необходимости посещения ГУО «Средняя школа № 35 г. Могилева имени К.Г.Владимирова» с целью получения какой-либо услуги, предоставляемой учреждением, нужно предварительно сообщить об этом работнику, за которым закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам, при этом указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.
Оказание ситуационной помощи инвалидам:
Медуница Наталья Викторовна (педагог-психолог), тел. +375 222 649017
Алгоритм
по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий
Для обеспечения доступа инвалидам наравне с другим населением к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. «Ситуационная помощь» — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение образования инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи, здание должно быть оборудовано элементами доступности (широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и т.д.) в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами, регламентирующими создание доступной среды. Оказание ситуационной помощи обеспечивается после получения согласия инвалида.
Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
1.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:
- выходит, на улицу, открывает входные двери;
- узнает цель посещения;
- оказывает помощь при входе в здание;
- сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
2.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:
- встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
- узнает цель посещения;
- предлагает помощь;
- если посетитель соглашается на оказание помощи, то открывает входные двери;
- помогает войти в здание;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);
- при обращении без записи, сообщает специалисту о получателе социальных услуг; сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);
- по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;
- сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
3.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:
- встречает инвалида;
- узнает цель посещения;
- оказывает помощь при входе в здание;
- сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения с целью организации использования ассистивных устройств и технологий;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
4.Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:
- встречает инвалида;
- узнает цель посещения и нуждается ли он в услугах сурдопереводчика;
- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
- во время пребывания инвалида в учреждении образования сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении образования мероприятиях;
- сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- оказывает помощь в заполнении документов;
- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
- Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)
Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:
- встречает инвалида;
- узнает цель посещения;
- сопровождает (оказывает помощь сопровождающим их лицам при возникающих затруднениях) и помогает ориентироваться (вход/выход);
- сообщает руководству о посещении клиента с нарушениями умственных функций;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- оказывает помощь в заполнении документов;
- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
Одной из задач мероприятий Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы является разработка основ «Ясного языка» и превращение информации в символы.
«Ясный язык» — язык, доступный людям, которые испытывают трудности в чтении и понимании текста, и предполагает он, как правило, использование упрощенной структуры высказываний, слов, наиболее часто употребляемых, без специальной лексики, иностранных заимствований и слов в переносном значении.
«Ясный язык» дает возможность людям самостоятельно принимать решения по отношению к собственной жизни. Такой язык делает необходимую информацию доступной для восприятия, и в результате человек может не только делать выбор, но и понимать его последствия. Это еще один шаг к инклюзии, которое сделало наше общество.
Брошюры на ясном языке для скачивания находятся по ссылке: Материалы на ясном языке.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
Код |
Преимущественный вид помощи |
Ситуационная помощь |
Графическое изображение |
К – инвалид передвигается в коляске |
Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к мобильности. |
Нуждается в помощи сотрудников организации при передвижении по территории организации. |
|
О – с поражением опорнодвигательного аппарата |
Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни. |
Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации. |
|
С – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации |
Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи и сопровождении, в т.ч. вне дома, в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к ориентации (слепые и слабовидящие). |
Инвалид по зрению (слепой). Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации. |
|
Г – инвалид глухонемой или глухой |
Нуждается в специализированной помощи (сурдопереводчика) при формальных взаимоотношениях (преимущественно вне дома) в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к общению и межличностному взаимодействию (глухонемые, глухие). |
При формальных взаимоотношениях с сотрудником организации нуждается в услугах сурдопереводчика |
|
У – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением |
Составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций. При посещении организации инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником организации при возникающих затруднениях. |
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); - ознакомление с расположенной в организации информацией; - помощь в заполнении документов (уточнить информацию) |
|