Комплексное сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции

14.11.2023

                                                                         Если ребёнок с особенностями достигает

                в развитии того же, что и здоровый, то «особый»

                                                          ребёнок достигает этого иным способом,

                                                                      на ином пути, иными средствами, и для  педагога

                                                        особенно важно знать своеобразие пути,

                                                         по которому он должен провести ребёнка.

     Л.С.Выготский

       Среди решаемых в настоящее время проблем социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику инклюзивного образования. Поэтому коррекционная работа приобрела особую необходимость. Между нормальным и аномальным развитием, равно как между здоровьем (психическим, физическим) и болезнью, существует много переходных ступеней. Эти ступени заняты пограничными состояниями и формами, которые не могут быть отнесены с полной определенностью ни к болезни, ни к здоровью. Сами границы между двумя этими категориями крайне неустойчивы и неопределенны. Это определяет актуальность работы по педагогике пограничных состояний и организации коррекционной деятельности в школьной практике. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

          Теме комплексного сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития было посвящено заседание УМО учителей-дефектологов. Рябцева Т.В. отметила, что в школе успешно функционирует группа ППС, целью которой является успешная социализация учащихся с ОПФР.  Любимова А.А. познакомила коллег с содержанием и формами сотрудничества педагогов и родителей «особых» детей. Она обратила внимание на такие нестандартные формы работы, как: собрания в нетрадиционной форме; родительский клуб; газета для родителей; метод проектирования. Гарбузова Н.А. поделилась опытом социализации учащихся с ОПФР в классном коллективе. Она сообщила, что главным источником социализации служит семья. Но при этом важно учитывать мнение ребёнка, уважать его потребности. Основными условиями успешности межличностного взаимодействия детей с ОПФР и их сверстников является толерантное отношение к детям с ОПФР, адекватное отношение родителей детей, участвующих в интегрированном обучении. Проблема воспитания и обучения детей с ОПФР в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, и основная задача педагога-помочь детям с особенностями стать полноценными членами общества.

           В практической части заседания УМО учителя-дефектологи обсудили программу индивидуальной работы по обучению и развитию ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями, утвердили план проведения «Недели педагогического мастерства». Костючено И.Ф. поделилась опытом работы по теме «Развитие общей и мелкой моторики у детей с ОДА и интеллектуальной недостаточностью с целью формирования графомоторных навыков». Она продемонстрировала коллегам теоретические и практические наработки по данной теме.

       В заключение председатель УМО Байкова Е.Н. отметила, что только при создании и поддержании в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результатах труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам учащихся, их родителей и коллег можно добиться желаемых результатов.

                                                  Председатель учебно-методического

 объединения учителей-дефектологов Байкова Е.Н.

поделиться в: