Советы руководителю УМО, который отвечает за проведение заседания:
- Не забывайте золотое правило: лучший экспромт — подготовленный. До создания презентации на компьютере набросайте свое сообщение в тезисной форме на листе бумаги. Это поможет выстроить логику выступления.
- Если позволяет время, проведите репетицию своего выступления. Запишите на камеру, проанализируйте допущенные промахи, исправьте недостатки.
- Разбейте выступление на десятиминутные блоки, между ними устраивайте паузы: отвечайте на вопросы, проводите физкультпаузы; предлагайте задания, не имеющие отношения к теме заседания МО; используйте притчи, загадки; демонстрируйте слайды, др.
Мозгу человека требуется небольшой перерыв уже через 10 минут работы — закон физиологии. Спросите, например, как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбей нет зубей или у рыбов нет зубов? Как бы ни устали педагоги после рабочего дня, в ответ услышите смех.
- Видеоматериалы — важная составляющая успешной презентации. Не увлекайтесь излишним оформительством, то есть:
- создавайте все слайды в едином стиле;
- не пользуйтесь мелким шрифтом, идеальный кегль — 30;
- избегайте перегруженных информацией таблиц, графиков;
- выбирайте контрастные цвета для фона слайда и текста.
- Будьте проще. Говорите живым и понятным языком, избегайте штампов, минимизируйте терминологию, аккуратно используйте статистические данные. И не забудьте в выступлении дать ответ на вопрос: каким образом все сказанное касается каждого члена МО.
- Дайте возможность высказаться всем присутствующим на заседании.
- Не забывайте о своем имидже (жесты, мимика, улыбка, юмор, парфюм, дресс-код, отказ от чтения текста с листа, сюрприз в любой форме и др.).
Формы организации методической работы
- 1. Индивидуальные формы, организации методической работы
Предлагаем использовать следующие индивидуальные формы организации методической работы: собеседование, консультацию, самообразование, курсовую подготовку, авторскую работу, творческий портрет, экспериментальную работу, презентацию, творческий отчет, наставничество, стажировку, авторскую школу, мастер-класс, пристендовую защиту, портфолио педагога и др.
Творческий отчет.
Это сообщение в письменном виде об образцах педагогической практики, которая отличается оригинальностью, новизной, результативностью. В отличие от реферата (теория с опорой на практику), творческий отчет — практика с опорой на теорию. Творческий отчет состоит из трех частей:
- Введение (актуальность темы, задачи работы).
- Основная часть (анализ источников, выявление различных точек зрения, обоснование собственной позиции, примеры из практики).
- Вывод.
Следствием написания творческого отчета может стать презентация (в том числе и мультимедийная) практических наработок, а также пристендовая защита эффективной педагогической практики.
Пристендовая защита
Это вид работы требует ораторского искусства и соблюдения правил публичного выступления. Напомним их:
- Соберитесь (прежде чем говорить, ответьте на 4 вопроса: кому вы будете говорить, что говорить, где и когда).
- Держитесь темы (какова главная идея, что хотите доказать).
- Будьте логичны (не перебегайте с темы на тему).
- Имейте текст выступления (на всякий случай).
- Говорите, но не читайте (потренируйтесь в говорении, поскольку чтение говорит о неподготовленности).
- Предполагайте возражения (следует заранее подготовиться к критике).
- Говорите четко, ясно, понятно.
- Разумно используйте графику, в т.ч. компьютерную презентацию (она должна только поддерживать, а не заслонять собою выступление).
- Будьте убедительны (постарайтесь сделать свое выступление живым, интересным, чтобы убедить собравшихся в значимости произносимого текста).
- Вовремя остановитесь (у вас всего ... минут!)
Примечание. Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует повторять отдельные моменты. То же касается и окончания речи: следует заранее предупредить слушателей: «Перед тем, как перейти к рефлексии, ...», «В завершение ...» и т.п.
Постарайтесь избежать любимой многими фразы «И последнее ...», которую они повторяют неоднократно, убивая в слушателях всякую надежду дожить до окончания выступления.
Заключение должно быть сюрпризом для слушателей, вызвать эмоциональный всплеск. Оно должно быть таким, чтобы участникам пристендовой защиты рефлекторно захотелось зааплодировать.
Наставничество
Предполагает передачу опыта более опытными педагогами менее опытным коллегам. И это могут быть вовсе не молодые специалисты, а педагоги, имеющие небольшой стаж работы, хорошую теоретическую подготовку, но испытывающие трудности в методическом сопровождении образовательного процесса. Прием, о котором пойдет речь, называется следование тенью. Опытный и менее опытный педагоги работают в одной параллели. Расписание учебных занятий составляется таким образом, чтобы молодой учитель мог посетить занятие опытного коллеги несколькими днями раньше и после этого провести занятия в своих классах по этой же теме. Посетив урок наставника, обсудив с ним особенности темы и другие вопросы, менее опытный педагог моделирует свою деятельность. У него есть возможность сравнить свою модель учебного занятия и ее реализацию с увиденным образцом, рефлексивно поставить себя на место мастера и спрогнозировать возможности своего развития. Следуя тенью за наставником в течение учебного года, молодой учитель раскроет для себя все секреты методического мастерства, для него не будет проблемой провести учебное занятие, самоанализ деятельности и анализ работы коллеги.
Авторская школа
Одна из форм коллективного взаимодействия, которая может вылиться в индивидуальное наставничество. Педагог высшей квалификационной категории, имеющий наработки по всем темам учебного курса, являющийся автором учебно-методических пособий и др., собирает вокруг себя желающих у него учиться, заимствовать его идеи, находки, достижения. Формы передачи опыта самые разнообразные.
Портфолио
Эта форма представления собственной эффективной практики популярна в последние годы. В переводе с французского языка означает излагать, нести, досье, собрание достижений, т.е. это — индивидуальная папка личных профессиональных достижений педагога в образовательной деятельности.
Целью создания портфолио является возможность проанализировать профессиональные результаты деятельности педагога и представить их, обеспечить результативность его профессионального роста. Задачи могут быть следующие: поддерживать высокий уровень мотивации педагога; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Портфолио может понадобиться педагогическому работнику при аттестации на соответствующую квалификационную категорию, стать предметом экспертизы, быть основанием для назначения стимулирующих выплат.
Структура портфолио может включать следующее:
- Общие сведения об учителе:
- фамилия, имя, отчество;
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- общий трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении образования;
- повышение квалификации (названия учреждений дополнительного образования взрослых, в которых прослушаны курсы; год, месяц прохождения, проблематика курсов повышения квалификации);
- информация о наградах (грамотах, благодарственных письмах, наиболее значимых поощрениях);
- другие документы по усмотрению педагога.
- Работа по самообразованию (тема, цель, задачи, рефлексивный самоанализ проделанной работы).
- Научно-методическая работа.
- Критерии и показатели оценки эффективности работы педагога.
- Результаты мониторинговых исследований достижений учащихся.
- Представление опыта педагога на уровне учреждения образования, района, области, республики.
Порфолио способствует организации самообразования, самоопределению цели и задач профессиональной деятельности, самооценке деятельности, совершенствованию ключевых умений и навыков, планированию собственного развития, продвижению по карьерной лестнице.
Сетевое взаимодействие.
Предлагаем обратить внимание на такую форму работы. Это может быть индивидуальное оказание помощи, а может быть и коллективное.
Деятельность руководителя МО, заместителя директора направлена на методическое сопровождение, например, процесса аттестации педагогов в отдельно взятом учреждении образования. Такая форма работы объединяет педагогов, которые пытаются найти пути своего профессионального и личностного роста, решить вопросы аттестации без преград.
На сайте учреждения образования имеется следующая информация: нормативная правовая база, регулирующая процесс аттестации педагогических кадров; материалы описания опыта педагогической деятельности учителей, которые прошли аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории, и педагогов, прошедших аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории со сдачей квалификационного экзамена; предлагаются требования к оформлению опыта педагогической деятельности и его представлению; материалы для самообразовательной деятельности педагогов; создается возможность для получения оперативных ответов на возникающие вопросы и т.д.
Такая форма работы позволяет:
— активизировать профессиональное взаимодействие педагогов;
— обмениваться опытом работы, общаться с коллегами;
— иллюстрировать собственный педагогический опыт;
формировать культуру педагогического труда и др.
- 2. Групповые формы организации методической работы
Модель восприятия мира
При выборе форм проведения заседания МО неплохо узнать, какую модель восприятия мира представляет каждый член объединения. Человек, который видит окружающий мир (местоположение предмета, явления; его размер; образ, цвет, яркость и др.), — визуал; слышит его (громкость, тональность, источник звука, направление звука, темп, резонанс, продолжительность и др.) — аудиал; ощущает, чувствует мир — кинестетик.
Многие люди пользуются всеми системами восприятия мира, однако какая-то из них всегда превалирует. Как определить доминирующую модель восприятия мира? Произнести, к примеру, слово гроза и предложить участникам заседания увидеть это природное явление, либо услышать его, либо почувствовать. Образ, звук, запах, вкус, другое ощущение записать на листочках бумаги разного цвета (заранее оговорить сигнальный цвет образа, звука, чувства). Прикрепив листочки с записями к доске, можно отследить предпочтительную модель восприятия мира каждым членом МО: визуальная система восприятия (зрение), аудиальная система (слух), кинестетическая система восприятия (ощущения: чувства, запах, вкус). Таким образом, если у большинства педагогов ведущей является зрительная система восприятия информации, то и форма проведения заседания должна быть основана на визуальном образе.
Групповая работа
Формы групповой работы, как: диспут, дискуссия, дебаты, «аквариум», взаимопосещение учебных занятий (мероприятий), защита проекта, методический совет, творческая (проблемная, опытно-экспериментальная) группа, совет наставников, педагогический (методический) консилиум, педагогическая пятиминутка, педагогический клуб, профессиональная экскурсия, методический инструктаж, методическая оперативка, методическое объединение, школа молодого (опытного) специалиста и др.
Одной из задач руководителя методического объединения является желание научить педагогов работать в парах и группах, что позволит сформировать познавательную мотивацию на совместное творчество, создать единое информационное поле, снять тревожность и напряжение.
«Карусель»
Две группы участников становятся (садятся) в два круга лицом друг к другу. Вначале каждая пара обменивается информацией по заданной теме, затем участники внешнего круга перемещаются по часовой стрелке к следующим партнерам по коммуникации. Можно предварительно предложить педагогам подготовить вопросы по теме и провести опрос по кругу. Хорошо, если члены МО найдут ответы на следующие вопросы:
- Какие темы я выбрал(-а)?
- Какие темы я не затронул(-а)?
- Кто больше всего меня удивил(-а) и почему?
- Какие темы выбирали чаще всего?
Технология прочтения документа.
Любой документ, как бы доступно он ни был составлен, не может отразить реалии и тонкости школьной жизни. Поэтому всегда должен быть его развернутый комментарий, способствующий выработке у членов методических формирований осознанной личностной позиции.
Каждый педагог изучает нормативный документ до заседания методического формирования, прорабатывает его по схеме: знакомый материал обозначает знаком «плюс» (+), новую информацию — восклицательным знаком (!), положения, требующие разъяснений, — вопросительным знаком (?).
Чем больше вопросительных знаков поставят педагоги на полях, тем меньше проблемных моментов останется после групповой работы. У членов методического объединения появится возможность поработать в парах, группах сменного состава, получить ответы на волнующие вопросы. Решения чаще принимаются в процессе общения в небольших группах, поскольку вырабатываются они на основе как компромисса, так и выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-то из членов группы. Главная задача руководителя методического формирования — стимулировать постановку вопросов и гипотез (Правильно ли я понял(а), что ...; если я правильно понял(а), то ...; я могу ошибаться, но ...; то есть вы говорите, что ...; могли бы вы ...; остановитесь на этом подробнее ...; другими словами, вы имели в виду, что ...; к сожалению, я вас не понял(а); не могли бы вы повторить). Все вопросы на заседании должны быть озвучены и обсуждены: только такая работа позволит добиться одинакового понимания присутствующими положений нормативного документа.
Возникшие вопросы педагоги могут задавать руководителю, ведущему совещание, что требует от него хорошего знания данного материала, ориентации во всех нормативных правовых актах и документах, а также обеспечивает возможность получения консультации у сведущего специалиста.
Эффективным приемом освоения новой информации является кластер (англ, cluster — гроздь, скопление) — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила составления кластера простые. Это модель солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. В центре — звезда (основная тема), вокруг нее — планеты (подтемы, крупные смысловые единицы), у каждой планеты есть свои спутники (более мелкие смысловые единицы), у спутников могут быть свои спутники. Наша задача — определить взаимосвязь всех компонентов кластера. Такая система позволяет охватить большее количество информации, расположить ее особым образом, привести в систему имеющиеся данные
По мере прочтения документа заполняются свободные овалы, которых может быть намного больше, чем представлено на рисунке. Завершая заседание, стоит обратиться к собравшимся примерно с такими словами: «Я уверена, что с вашими способностями, при должном усердии, ответственности и внимательности вы сможете успешно выполнять подобные задания», что вселит уверенность в педагогов и будет способствовать проявлению небоязни задавать вопросы, даже самые наивные. |
Какой бы прием освоения информации ни был использован руководителем МО, результатом станет вовлеченность каждого учителя в коллективную мыследеятельность, т.к. целью проведения любого совещания является создание условий педагогам для коллективного выделения (определения) проблемных вопросов, их решения посредством
Дни методической коррекции
Эффективная форма совершенствования профессиональной компетентности всех субъектов методической деятельности.
Идея проведения такой формы методической работы вызвана необходимостью оказания образовательных услуг отдельно взятым педагогам, всему методическому формированию, необходимостью организации сотрудничества на паритетных началах.
Кроме этого, существуют проблемы, которые стоит решать в рамках учреждения образования:
— отсутствие нормативно оформленных требований к проведению коррекционных мероприятий в сфере методической деятельности;
— неразработанность четкого алгоритма изучения состояния методической работы в учреждении образования;
— отсутствие готовности субъектов методической деятельности к активному взаимодействию по выявлению и решению назревших проблем;
— неэффективность обратной связи между учреждением образования и структурами повышения квалификации учреждений дополнительного образования взрослых.
Проведение дней методической коррекции в учреждении образования может помочь в решении названных проблем и стать фактором совершенствования профессионального мастерства субъектов методической вертикали, если:
- разработано положение (либо другой нормативный локальный документ) проведения дней методической коррекции в рамках учреждения образования;
- созданы организационно-методические условия для реализации модели дней методической коррекции (нормативные правовые, организационно-деятельностные, информационные, кадровые, финансовые, учебно-методические и др.);
- реализована политика управления личностно-профессиональным развитием субъектов методической деятельности.
Такая помощь может оказываться специалистами учебно-методического кабинета, членами районного методического формирования, творческой или проблемной группой отдельного учреждения образования.
Целью проведения дней методической коррекции считаем определение организационно-педагогических условий, направленных на совершенствование профессиональной компетентности субъектов методической вертикали.
Целью может быть и создание условий субъектам методической деятельности для повышения профессионального мастерства посредством организации и проведения дней методической коррекции.
Задачи проведения дней (дня) методической коррекции:
- Выявить проблемы и затруднения педагогов на диагностической основе.
- Соотнести получаемые результаты педагогической деятельности субъектов образовательного процесса со стандартами.
- Выявить соответствие цели, задач, определенных учреждением образования, реально имеющимся условиям: правовым, учебно-методическим, научно-методическим, кадровым, психологическим, коррекционным, информационным, финансово-хозяйственным, материально-техническим и др.
- Разработать программу по осуществлению методической помощи отдельному педагогу или учреждению образования.
- Внести коррективы в критерии и показатели оценки результатов педагогической деятельности субъектов образовательного процесса (или разработать, если таковых не имеется).
Кроме того, проведение дней методической коррекции позволит руководителям учреждения образования постоянно проводить работу по выявлению, формированию, обобщению и распространению эффективной педагогической практики в течение ряда учебных лет.
Инициатива проведения дней методической коррекции должна исходить от педагога или учреждения образования. Принципами их проведения могут быть следующие: добровольность (самый главный), объективность, конфиденциальность, независимость, достоверность, понятность, открытость, цикличность.
Анализу стоит подвергнуть не только нормативную правовую базу, не только результаты тестирования, анкетирования учащихся и педагогов, но и результаты непосредственных наблюдений в процессе деятельностного характера оказываемой помощи. Приветствуется проведение предварительного самоконтроля заинтересованной стороной.
Процедура организации дней (дня) методической коррекции может быть разной в учреждениях образования (от заявки до подведения итогов), результатом должен стать личностный и профессиональный рост педагогов.
Посещения учебных занятий,
Рекомендуем учителю, проводящему учебное занятие, составлять карту наблюдений (приложение), позволяющую коллегам быть участниками проводимого мероприятия.
Примерная карта наблюдений на уроке (как форме учебного занятия) ... в ... классе
Фамилия, имя, отчество учителя, квалификационная категория_______________
Тема урока____________________________
Место урока в разделе, курсе__________________
Тип урока___________________________________
Цели (задачи), которые педагог ставит перед собой______________
Цель (задача), которую педагог ставит перед учащимися_____________
Способы активизации познавательной деятельности учащихся, представляемые на уроке
Приемы современных образовательных технологий, используемые учителем в ходе занятия
Предполагаемый результат (не забыть указать умения и навыки, которые будут формироваться на уроке: специальные и общие учебные)_______________________________________________
Краткий план урока.
При посещении учебного занятия учителю желательно иметь свою модель проведения данного занятия (по конкретной теме), чтобы в ходе анализа и самоанализа мероприятия, при проведении знаниевой рефлексии каждому педагогу была предоставлена возможность участия в аналитической беседе, а не высказывания оценки: понравилось—не понравилось; я бы на Вашем месте ....
- 3. Коллективные формы организации методической работы
К коллективным формам организации методической работы отнесем: семинар (научно- методический, теоретический, проблемный, практикум, постоянно действующий и др.), конференцию (в том числе Интернет-конференцию), педагогические чтения, педагогический совет, панораму методических идей, школу педагогического мастерства, методический марафон, методический аукцион, методический совет, педагогическую ярмарку, школу эффективной педагогической практики, открытое учебное занятие, круглый стол, тренинг, методический бюллетень (журнал), день открытых дверей, методическую выставку, деловую игру, мастерскую, мастер-класс, конкурс профессионального мастерства, симпозиум, фестиваль, форум (в том числе Интернет-форум), др.
Семинар
Направлен на овладение конкретными знаниями через «рецептурное» обучение либо организацию самостоятельного поиска новых знаний, позволяющего расширить профессиональный кругозор и способствующего личностной целеустремленности учителя к саморазвитию.
Постоянно действующий семинар
Такой семинар дает возможность осваивать нововведение в деятельностном режиме, когда каждый педагог является активным участником учебного процесса, генератором идей, когда допустим плюрализм мнений и подходов к решению актуальных вопросов, внутренняя независимость личности, уважительное отношение к позиции каждого.
В то же время в ходе таких семинаров выявляются отдельные проблемы: неготовность педагогов к использованию нововведений, неумение быстро ориентироваться в меняющейся ситуации, боязнь высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, неадекватное восприятие критики по поводу возможных ошибок и недочетов, отсутствие опыта группового взаимодействия и др. Поэтому участие в работе постоянно действующего семинара позволит занимать в образовательном процессе не просто активную, а инициативную позицию.
Данной форме повышения квалификации можно отдать предпочтение еще и по следующим причинам:
—благодаря новому способу предъявления образовательных услуг освоение новшества происходит через моделируемую практику;
—методическую поддержку получает весь педагогический коллектив учреждения образования (не отдельный учитель) в удобное для всех время;
— не нарушается образовательный процесс в учреждении;
—обратная связь помогает оперативно выявлять проблемы педагогов и определять пути их решения.
Необходимыми условиями начала работы семинара являются определение руководителем актуальной темы на основе диагностических исследований и постановка личной цели каждым участником семинара. Задача педагога — научиться работать в инновационном режиме, а для этого ему необходимо:
1) провести анализ своей педагогической практики;
2) ознакомиться с предъявляемой ведущими семинара практикой;
3) организовать рефлексию наблюдаемой практики;
4) актуализировать смысл увиденного и понятого;
5) провести учебные занятия, на которых будет использовано понятое и принятое.
Задача ведущего семинар (заместителя директора, руководителя методического объединения, приглашенного специалиста) — вызвать интерес педагога к предъявляемой практике и доказать, что он — «играющий тренер», способный реализовать в своей деятельности три взаимосвязанных этапа:
г моделирование деятельности;
— реализация модели;
— рефлексия виртуальной и реализованной моделей.
Проведение каждого семинара предполагает следование примерному плану:
1) раскрытие значимости поставленной проблемы;
2) предъявление информации, необходимой для ее разрешения;
3) формирование практических умений использования новшества посредством метода игрового моделирования;
4) апробация сформированных умений в условиях практической деятельности педагога.
В педагогике, как и в литературе, есть вечные темы. Урок как форма учебного занятии —
одна из них. Это зеркало учителя, мерило его интеллекта, показатель кругозора и эрудиции. Возможности урока и его резервы безграничны в повышении качества образования.
Открытый урок, проведенный руководителем семинара, а затем самоанализ учебного занятия дают возможность посмотреть на него глазами ученика, учителя и методиста и увидеть собственные просчеты, объяснить причины, их вызвавшие, определить пути решения возникших проблем, проанализировать свою реакцию и поведение в непредвиденной ситуации. Таким образом, можно представить иную структуру деятельности педагога, где все функции взаимосвязаны между собой: самоанализ «—► самоцелеполагание *-► самопланирование на прогностической основе «—► самоорганизация «-*■ самоконтроль «—► самооценка ч—► саморегуляция и самокоррекция.
В процессе работы семинара педагоги смогут не только сравнить свою модель урока с предложенной руководителем, но и познакомиться с элементами рефлексивного анализа своей деятельности, принять участие в разработке идеальной модели поурочного плана, конспекта, технологической карты и др. Кроме этого, участники семинара обретают опыт профессионального группового взаимодействия. В ходе совместной работы выявляются новые проблемы, требующие безотлагательного решения. Это может быть создание адаптивной образовательной среды: работа с учащимися, имеющими пониженную мотивацию к учебе; организация профильного обучения; развитие творческих способностей всех субъектов образовательного процесса; информационная культура учащихся и педагогов; социализация личности; инклюзивное образование; варианты сохранения и развития сельской малокомплектной школы; профориентационная работа; участие педагогов в разработке учебных и методических пособий; интеграция учебных предметов и др.
Успешность работы руководителя семинара зависит от того, сумеет ли он помочь учителю понять смысл и содержание аналогичной работы с учащимися, доказать педагогу, что целью нового содержания образования является не освоение учеником содержания ряда учебных предметов, а сам ребенок, его индивидуальность, личность, реализующая себя, свои возможности, осознающая свою значимость и талантливость.
Таким образом, можно сделать вывод, что такая форма повышения квалификации педагогов, как постоянно действующий семинар, перспективна, так как:
1) традиционный семинар трансформируется в проблемно-деятельностное занятие, своеобразный мастер-класс;
2) у педагогов появляется возможность осмысления своих поисков, представления практики (опыта) в виде, пригодном для передачи коллегам, рефлексивного отношения к своей и чужой деятельности;
3) в создаваемой инновационной среде успешно проходит профессиональное становление педагога;
4) возможность самореализации получают руководитель семинара, каждый его участник и в итоге — ученик;
5) коллективное взаимодействие способствует формированию команды единомышленников, работающих на общий результат.
Сетевое взаимодействие педагогических инициатив
Осуществляется в рамках работы нескольких методических объединений в одном учреждении образования или нескольких учреждений образования.
Направления деятельности могут быть следующими: содружество музеев, работа с педагогами-ветеранами, работа на уровне интернет-школ, шестой школьный день, модель коррекционно-реабилитационной помощи, активная отметка, синдром эмоционального
выгорания педагога, результативность онлайн-курсов, организация и проведение дней методической коррекции, селообразуюшая Функция школы и др.
Однако быть узлом сети не так просто. Необходимо иметь:
- собственное авторское содержание в рамках общей проблематики сети;
- собственные ресурсы и инфраструктуру для реализации своей образовательной модели;
- возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.
Сетевое взаимодействие педагогических инициатив дает свои результаты:
- Повышаются качественные показатели образовательной деятельности педагогов (положительная динамика процента успешности учащихся, количества победителей олимпиад, участия детей в социальных проектах).
- Оптимизируется структура учреждения образования в соответствии с изученными образовательными потребностями социума (расширение спектра дополнительных образовательных услуг, профильные образовательные услуги, в т.ч. через работу летних лагерей).
Обновляются организационные условия образовательного процесса (совершенствование информационно-коммуникационной среды учреждения образования, актуальный выбор и системное использование приемов современных образовательных технологий в основном и дополнительном образовании) и др.
Оформление протокола заседания методического объединения
Протокол — документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях УМО.
Протокол составляется секретарем заседания на основании рукописных, стенографических, аудио- или других записей хода заседания, а также документов, подготовленных к его проведению (повестки дня, текстов и тезисов докладов, проектов решений и др.).
Датой протокола является дата проведения заседания.
Текст протокола делится на вводную и основную части.
Во вводной части указываются инициалы и фамилии председателя, секретаря и присутствовавших членов заседания, наименования должностей, фамилии и инициалы приглашенных лиц, не являющихся членами МО. Все фамилии перечисляются в алфавитном порядке.
Если количество присутствовавших на заседании МО (расширенное заседание) более 15 человек, то список фамилий составляется отдельно и прилагается к протоколу с проставлением соответствующей отметки.
Затем следует повестка дня. В ней перечисляются вопросы, подлежащие рассмотрению, указываются формы их изложения (доклад, отчет, сообщение, информация и т.д.), наименования должностей докладчиков, их инициалы и фамилии.
Основная часть протокола строится по схеме «СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — РЕШИЛИ» отдельно по каждому рассматриваемому вопросу.