Порядок рассмотрения обращений

Регламентируется следующими нормативно правовыми актами:

Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц"

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г.  № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц"

Важная информация! в Закон об обращениях граждан и юридических лиц внесены существенные изменения, которые вступили в законную силу и начали действовать с 02.01.2023.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г.  № 1786 "Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей"

Обращения могут быть поданы заявителями в письменной или электронной форме, а также изложены в устной форме.

Письменные обращения подаются нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Устные обращения излагаются в ходе личного приема.

При направлении в учреждение письменного обращения необходимо помнить следующее:

1. Обращения излагаются на белорусском или русском языке.

2. Письменные обращения граждан должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

  • изложение сути обращения;

  • личную подпись гражданина (граждан). 

3. Письменные обращения юридических лиц должны содержать:

  • наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

  • полное наименование юридического лица и его место нахождения;

  • изложение сути обращения;

  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

  • личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.

4. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

5. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.

6. В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.

Письменные обращения, не соответствующие указанным требованиям могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в течение пяти рабочих дней о причинах оставления обращения без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном Законом.

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

По устным обращениям граждан дается ответ в устной форме. Если граждане желают получить письменный ответ, они должны обратиться в главное управление юстиции с письменным обращением.


Обращаем Ваше внимание!

Начиная со 2 января 2023 г. подача электронных обращений в учреждение осуществляется посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел


В соответствии с Перечнем государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 15.10.2007 г. № 498, обращения подлежат рассмотрению по существу в указанных в перечне местных органах.

При этом решения местных органов могут быть обжалованы в указанные в перечне соответствующие вышестоящие органы.

В соответствии со статьей 20 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 300-З ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.

 

О порядке обжалования принятых процессуальных решений

 

В местные исполнительные и распорядительные органы поступает значительное число обращений граждан, которые касаются обжалования принятых судебных решений.

В то же время такие обращения не относятся к сфере действия Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», для их подачи законодательством Республики Беларусь установлен иной порядок. Кроме того, пересмотр судебных постановлений связан с необходимостью уплаты государственной пошлины, а также соблюдением четких требований к содержанию кассационной или надзорной жалобы.

Письменное обращение, поданное в местные исполнительные и распорядительные органы, не может быть основанием для пересмотра судебного постановления.

В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 10 вышеназванного Закона письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением порядка обжалования судебных постановлений.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 110 Конституции Республики Беларусь, статьей 22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия, в том числе со стороны должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, недопустимо.

Аналогичная норма установлена и статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК Республики Беларусь), в соответствии с которой при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи независимы и подчиняются только закону. Вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

Таким образом, принятые решения по гражданским делам, а также вынесенные определения суда могут быть обжалованы исключительно в порядке, установленном ГПК Республики Беларусь.

Так, в соответствии с Главой 28 ГПК Республики Беларусь суд первой инстанции в ходе производства по делу принимает судебные постановления в виде решений и определений.

Решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Определения суда первой инстанции подразделяются на:

  • судебные постановления суда первой инстанции, которыми разрешаются отдельные вопросы, возникающие в ходе производства по делу (например, о возбуждении производства по делу, о назначении судебного разбирательства и др.),
  • судебные постановления суда первой инстанции, которыми оканчивается производство по делу без вынесения решения в предусмотренных ГПК Республики Беларусь случаях (например, о прекращении производства по делу, об утверждении мирового соглашения и др.).

Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.

Апелляционные жалобы и (или) апелляционные протесты на не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, частные жалобы и (или) частные протесты на не вступившие в законную силу определения суда первой инстанции рассматриваются:

на решения и определения районных (городских) судов – судебной коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского судов;

на решения и определения областных, Минского городского судов – судебной коллегией по гражданским дедам Верховного Суда Республики Беларусь.

Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью, которая адресуется в суд апелляционной инстанции, но подается в суд, вынесший решение.

Апелляционная жалоба должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальным документам, содержащимся в статье 109 ГПК Республики Беларусь, а также требованиям, предусмотренным статьями 405 и 406 ГПК Республики Беларусь

Согласно статьи 312 Кодекса Республики Беларусь мотивировочная часть решения составляется в семидневный срок со дня подачи заявления об этом и поступления апелляционной жалобы или апелляционного протеста на решение. При этом, в случае пропуска срока на подачу заявления о составлении мотивировочной части решения по уважительной причине этот срок может быть восстановлен судьей, вынесшим решение.

Таким образом, юридически заинтересованные в исходе дела лица, в течение десяти дней после оглашения решения вправе подать заявление о составлении мотивировочной части решения, которая в течение семи дней со дня подачи соответствующего заявления составляется судьей и вручается заявителю. В данном случае апелляционная жалоба на решение суда подается в пятнадцатидневный срок со дня вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью, которая адресуется в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного суда, но подается в суд, вынесший решение.

Апелляционная жалоба, поданная непосредственно в суд апелляционной инстанции, направляется судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для разрешения вопроса об ее принятии в порядке, предусмотренном ГПК Республики Беларусь.

С учетом изложенного, необходимо соблюдать установленный законодательством Республики Беларусь порядок обжалования судебных постановлений.

 

Главное управление юстиции

Облисполкома

 

Управление по работе с обращениями граждан

и юридических лиц облисполкома

поделиться в: