Классы интегрированного обучения и воспитания

 

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Дата была установлена резолюцией № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с целью подчеркнуть необходимость поддержки и помощи людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и повышения уровня их жизни.

Расстройства аутистического спектра широко распространены во всех регионах мира. Аутизм проявляется в раннем детстве, не зависит от пола, расовой принадлежности, социально-экономического статуса человека. Люди с РАС имеют равные возможности и права на полноценное участие в жизни общества.

Для РАС характерны своеобразные особенности: отсутствие потребности в общении («экстремальное одиночество»), необходимость постоянства в окружающей среде, искаженность эмоционального реагирования, сочетание повышенной ранимости с безразличием в отношениях с окружающими, парадоксальность отношения к контактам с окружающими людьми. При условии качественной поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения окружающих, люди с РАС могут успешно адаптироваться в социуме.

Педагогические меры в рамках образования детей с РАС направлены на ослабление нарушений посредством коррекции эмоциональной сферы, формирования социально-бытовых умений и навыков, усиления рефлексивной анализирующей деятельности в жизненно значимых ситуациях. В условиях учреждений образования педагогические работники формируют у лиц с РАС учебное поведение, устанавливают положительный эмоциональный контакт с окружающими; используют альтернативную невербальную коммуникацию, визуализацию (наглядную интерпретацию) пространства и времени, пошаговую организацию учебной деятельности, многократное повторение упражнений в совместной деятельности. Обучение носит помогающий характер, предусматривает психолого-педагогическое сопровождение. Содержание образования индивидуализировано.

Важным фактором образовательного процесса является его коррекционная направленность, комплексность взаимодействия специалистов образовательной, социальной, медицинской систем с законными представителями ребенка и его ближайшим окружением.

 

 

Период школьного обучения особенно важен для аутичных детей и их близких. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по возвращению ребенка в нормальное русло жизни. Опыт показывает, что аутичный ребенок нуждается в постоянной стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, можно лишь добиваться адаптации ребенка в нормальной среде, которая естественным образом заставляет детей "собираться" и решать новые жизненные задачи. Школа дает ему не только знания и навыки, но, прежде всего, шанс научиться жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в школе, а не оставаться в привычных домашних условиях, перейдя на индивидуальное обучение.
Аутизм не связан впрямую с интеллектуальными возможностями ребенка, и может осложнять жизнь как детей с задержкой развития, так и самых блестящих и одаренных учеников. Опыт показывает, что все дети, даже самые умные, для того, чтобы не просто удержаться в школе, а получить знания и навыки, которые потом смогут использовать во взрослой жизни, нуждаются не только в заступничестве и в терпении, но и в направленной психологической помощи. Она реализуется в продуманной организации их школьной жизни; в поддержке учителя; в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей; в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами; в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника. Рассмотрим как можно более подробно и конкретно, что мы можем сделать для ребенка с аутизмом в школе, включая самые простые и очевидные с позиций «здравого смысла» вещи.
Основные условия обучения ребенка с аутизмом в школе
Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что нужно обычным детям. Ему будет легче адаптироваться, особенно в начале обучения, когда он еще не чувствует защиты своего учителя и общности с одноклассниками, в общей благожелательной и спокойной атмосфере школы. Большинство "срывов" в поведении возникают на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками.
Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю. Когда такой ребенок поступает в школу, то, как правило, уже хочет быть школьником, стремится к детям и готов полюбить своего учителя. Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для таких детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии. Так же, как и другим детям, ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене, позволяющая осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы для организации своего поведения. В отличие от других детей внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это интересная экскурсия или отмена сложной контрольной работы. Бережное отношение к уже сложившимся формам взаимодействия, не означает, что мы хотим их жестко фиксировать. В обучении таких детей часто как будто меняется иерархия сложностей: они могут схватывать на лету достаточно трудную информацию, но нуждаются в дополнительной помощи, для того, чтобы уразуметь обыденные вещи, то, что обычные дети усваивают сами в достаточно раннем возрасте. Дети могут затрудняться в переносе знаний и навыков из ситуации специальных занятий в естественную среду. Поэтому, помощь в овладении социальными навыкам, оказываемая "по ходу дела", в процессе обычной школьной жизни, именно тогда, когда это актуально для ребенка, наиболее ему полезна.
Привыкание - не единственная причина того, что поведение таких детей становится все более нормальным. Самым важным является то, что они постепенно усваивают порядок, стереотип урока, и он начинает охранять их от поведенческих срывов. Известно, как такие дети дорожат освоенным порядком. Поэтому для них так важны и четкая функциональная организация пространства класса, и определенный ритуал общения учителя с учениками, и воспроизводимый порядок урока. Такая уютная, предсказуемая организация жизни будет удобна и другим детям. В сущности не требуется ничего специфического, кроме очень четкой организации жизни класса и обучения, в котором даже введение нового материала подготовлено и ожидаемо. Продуманный порядок, по возможности исключающий невольные провокации, убережет даже незрелого ребенка от импульсивных действий.
Для такого ребенка должна быть больше, чем обычно, продумана организация перемены. Известно, что организация свободного спонтанного общения со сверстниками для него более трудна, чем структурированная ситуация обучения. Поэтому именно на перемене сначала возможно присутствие кого-то из его близких. Контакт с ними даст ему возможность отдохнуть и расслабиться, проговорить впечатления урока. Позже, когда школьная ситуация станет для родителей и ребенка более привычной, они смогут помочь ребенку в организации первых неформальных контактов со сверстниками. Создание стереотипа школьной жизни должно включать в себя и разработку привычных способов перехода от одного вида занятий к другому. Это поможет аутичному ребенку включиться в занятия после прихода в школу, перейти от урока к перемене и от перемены к уроку, к завтраку, к сбору домой. 
С детьми даже самые простые отношения устанавливается значительно труднее. Даже при взаимной симпатии детей, их общение не наладится само собой и, в лучшем случае, останется на уровне беготни и возни. Дети быстро утомляют аутичного ребенка, иногда раздражают его, поэтому интенсивность контактов с другими детьми должна сначала строго дозироваться, а общение - четко организовываться в рамках урока и перемены.
 

Время

Понедельник

 

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

13.00-13.45

человек

и мир

 

 

 

английский язык

 

 

14.00-14.45

русская литература

(литературное чтение)

русская литература

(литератур-ное чтение)

беларуская мова

 

математика

 

физическая культура и здоровье

 

14.55-15.40

 

английский язык

 

русский

язык

адаптивная физическая культура/ физическая культура и здоровье

 

беларуская мова

 

математика

 

 

15.55-16.40

русский

язык

 

математика

 

 

математика

 

изобразитель-ное искусство

беларуская мова

 

16.55-17.40

 

музыка

трудовое обучение

беларуская лiтаратура

(лiтаратурнае чытанне)

адаптивная физическая культура/

 час здоровья и спорта

 

беларуская лiтаратура

(лiтаратурнае чытанне)

17.50-18.35

основы безопасности жизнедеятель-ности

английский язык

человек

и мир

 

 

 

 

  Расписание учебных занятий

III «А» класса интегрированного обучения и воспитания

на II полугодие 2023/2024 учебного года

 

Время

Понедельник

 

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

13.00-13.45

человек

и мир

 

 

 

 

 

 

14.00-14.45

русская литература

(литератур-ное чтение)

русская литература

(литератур-ное чтение)

беларуская мова 

 

математика

 

 

 

14.55-15.40

 

 

 

русский

язык

адаптивная физическая культура

беларуская мова

 

математика

 

 

15.55-16.40

русский

язык

 

математика

 

 

математика

 

 

 

беларуская мова

 

16.55-17.40

 

 

беларуская лiтаратура

(лiтаратурнае чытанне)

адаптивная физическая культура

беларуская лiтаратура

(лiтаратурнае чытанне)

17.50-18.35

 

 

человек

и мир

 

 

 

Время

Понедельник

Вторник

 

Среда

 

Четверг

 

Пятница

 

08.00-08.45

 

літаратурнае чытанне

литературное чтение

беларуская мова

русский

язык

 

08.55-09.40

 

беларуская мова

математика

математика

математика

математика

09.55-10.40

 

математика

русский язык

 

литературное чтение

беларуская мова

10.55-11.40

 

изобразитель-ное искуство

человек

и мир

літаратурнае чытанне

трудовое обучение

человек и мир

11.50-12.35

 

 

 

основы безопасности  жизнедеятельности

 

 

 

Расписание коррекционных занятий

специального III «Е» класса

3 четверть 2023/2024 учебного года

 

 

 

 

Время

 

Понедельник

 

Среда

 

 

Пятница

 

 

Развитие познавательной деятельности

 

13.05-13.50

(группа)

 

14.00-14-25

(инд.занятие)

 

12.10-12.55

(группа)

13.05-13.25

(инд. занятие)

 

 

Социально- бытовая ориентировка

 

 

13.05-13.50

(группа)

 

 

Полужирный шрифт -  уроки Гарбузовой Н.А.

Курсивный шрифт -  уроки Гончарова А.С..; учителей-предметников.

 

Время

Понедельник

 

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

08.00-08.35

обучение чтению обучение чтению

 

 

обучение чтению обучение чтению

 

физическая культура и здоровье

обучение чтению/развитие речи

белорусский

язык

трудовое обучение

 

08.55-09.30

 

час здоровья и спорта

обучение письму

обучение письму

 

математика

обучение чтению

 

математика

математика

 

физическая культура  и здоровье

 

09.50-10.25

обучение письму

обучение письму

 

математика

математика

 

математика

обучение письму

 

человек и мир

человек и мир

 

математика

математика

 

10.45-11.20

 

 

 

музыка

человек и мир

обучение письму

изобразительное искусство

изобразительное искусство

поделиться в: