Организация питания

Горячая линия по оказанию справочно-консультативной помощи населению по вопросам организации питания
Данная линия функционирует в рабочие дни (понедельник-пятница) с 08.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 по телефону (0222) 42-24-17. Ответственный - инженер-технолог государственного учреждения "Могилёвский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций" Куртикова Мария Владимировна
Любенков А.Ф, директор, председатель
члены комиссии:
Филимоненко Ю.Н., заместитель директора по учебной работе
Терешкова Н.М., заведующий производством
Волкова Т.Г., педагог-психолог
Тимкова Т.И., воспитатель группы продленного дня
Земцова О.Н., воспитатель группы продлённого дня (секретарь)
Петрова И.М., учитель начальных классов
Григорьева И.Е., учитель белорусского языка и литературы, член профсоюзного комитета
Лавренкова Н.А., фельдшер
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ
государственного учреждения образования «Средняя школа № 35 г.Могилева»
(принято на заседании Совета школы, Протокол № 1 от 31.08.2017 года)
  1. Общие положения
  • Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и координирует все направления по организации питания учащихся;
  • Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере необходимости;
  • Состав совета на каждый учебный год до 1 сентября утверждается приказом директора школы;
  • В состав совета могут быть включены члены администрации, руководители методических структур, учителя, преподаватели, воспитатели, психо­лог, социальный педагог, медицинские работники, представители родительской общественности, ученического самоуправления, профсоюзного комитета, работники столовой учреждения образования.
  • Непосредственное руководство Советом осуществляет заместитель директора по учебной или воспитательной работе.
  1. Цели и задачи работы Совета
  • Основная цель работы Совета по питанию - создание условий, обеспечивающих полноценное питание учащихся, как основного фактора охраны их здоровья;
  • Практическими задачами работы Совета являются:
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания;
воспитание у детей потребности в заботе о правильном режиме и сбалансированности своего питания;
формирование навыков культуры питания;
поиск новых форм организации питания учащихся и увеличение охвата учащихся горячим питанием;
развитие материальной базы столовой.
  • Основные направления работы
  • Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся;
  • Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов;
  • Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом и группой, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение директору;
  • Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столовой и графика контроля питания родительскими комитетами классов;
  • Внесение предложений по обеспечению учащихся из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей бесплатным и льготным питанием;
  • Обеспечение диетическим питанием детей, имеющих медицинские показания;
  • Организация работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием учащихся;
  • Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания, привлекая к этой работе специалистов;
  • Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спроса на горячее питание, буфетную продукцию, рассмотрение и принятие их предложений по улучшению качества питания;
  • Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни;
  • Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой;
  • Проведение смотров - конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания учащихся;
  • Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации;
  • Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся;
  • Внесение предложений по развитию материальной базы столовой;
  • Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.
  1. Ведение документации
4.1. Совет по питанию ведет следующую документацию:
план работы Совета на учебный год;
протоколы заседаний Совета;
отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся школы и предложениями по их улучшению;
акты по проверке организации питания;
графики по организации процесса питания и контроля за ними;
материалы контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;
методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.
1 смена
08.35 – I классы (завтрак)
09.40 – II-е классы, III "Е" класс (завтрак)
10.40 – V-е классы, VII «А», VIII-XI классы платное и льготное питание (обед)
11.40 – V-е классы, VII «А», VIII-XI классы платное питание (полдник)
12.40 – ГПД I классы (обед)
13.00 – ГПД II классы (обед),
13.30 - IX «Д» класс (обед), X "А" класс двухразовое питание (полдник)
 
2 смена
14.45 – III классы (обед)
15.40 – IV классы (обед)
16.00 – ГПД I, II классы (полдник)
16.40 – VI-VII классы платное (по выбору:полдник, обед) бесплатное питание одноразовое (обед)

В соответствии с Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019г. № 694 «Об организации питания обучающихся»

Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся:

двухразовым,  трехразовым питанием (ГПД):

  • из малообеспеченных семей;
  • из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • из числа детей-инвалидов;

одноразовым питанием:

  • I-IV классов;
  • из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II;
  • специализированных по спорту классов;
  • находящимся в социально опасном положении.

Документы, необходимые для предоставления бесплатного питания обучающимся I-XI классов:

Обучающимся из многодетных семей: 

– заявление родителей с указанием класса и даты рождения; 

– копия удостоверения многодетных семей.

Обучающимся из малообеспеченных семей: 

– заявление родителей с указанием класса и даты рождения; 

– справка о месте жительства и составе семьи; 

– справки и доходах каждого члена семьи за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. В среднедушевом доходе семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

Обучающимся, у которых один из родителей является инвалидом                   I или II группы: 

– заявление родителей с указанием класса и даты рождения; 

– копия удостоверения инвалида.

Обучающимся, находящимся в социально опасном положении: 

– заявление родителей с указанием класса и даты рождения.

Детям-инвалидам: 

– заявление родителей с указанием класса и даты рождения; 

– копия удостоверения инвалида.

ГУ «Могилевский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций» просит организовать питание учащихся с 01.09.2023 на 2023 – 2024 учебный год на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2023 г. №555. При организации питания учесть длительность пребывания учащихся в учреждении образования.
 
Денежные нормы расходов на питание согласно Приложению 6 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 27.04.2013 № 317
(в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23.08.2023 № 555)
6-10 лет
1-ая смена
Завтрак
2,08
11-18 лет
Обед
3,51
Обед
2,98
Полдник
0,89
В день (общая сумма)
5,95
Полдник
1,05
2-ая смена
Обед
2,98
Полдник
0,89
Ужин
2,46
Ужин
2,08
В день (общая сумма)
5,95
В день (общая сумма)
7,02
 
1-4 классы: 1 смена – завтрак на сумму 2,08 руб.
                     2 смена – обед на сумму 2,98 руб.
 
По Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов предоставляется бесплатное одноразовое питание обучающимся I – IV классов начальных (принято считать, что дотироваться будет первый прием пищи).
Одноразовое питание по возрастной категории из категорий: ЗПР, ОПФР, инвалиды родители, спортивные классы, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении:
6-10 лет: 1 смена - завтрак на сумму 2,08 руб.
                      2 смена – обед на сумму 2,98 руб.
11-18 лет: обед на сумму 3,51 руб.
 
Обучающимся в 4 классе, возраст 11 лет, предоставляется питание согласно меню для 1-4 классов, но с применением денежных, натуральных и норм выхода, как для категории 11-18 лет.
Обучающимся в 5 классе, возраст 10 лет, предоставляется питание согласно меню для 5-11 классов, но с применением денежных, натуральных и норм выхода, как для категории 6-10 лет.
 
Двухразовое питание по возрастной категории из категорий: многодетные семьи, малообеспеченные семьи, дети-инвалиды:
6-10 лет:
5 класс – обед (2,98 руб.) и полдник (0,89 руб.) на сумму 3,87 руб.
 
11-18 лет: обед (3,51 руб.) и полдник (1,05 руб.) на сумму 4,56 руб.
     
Трехразовое питание для посещающих группу продленного дня
из категорий многодетных и малообеспеченных, детей инвалидов:
6-10 лет (1-4 класс: 1 смена - завтрак, обед, полдник; 2 смена – обед, полдник, ужин; 5 класс 1,2 смена – обед, полдник, ужин) на сумму 5,95 руб.
11-18 лет: обед, полдник, ужин – 7,02 руб.                                         
 
Одноразовое и двухразовое питание для обучающихся, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется по нормам соответствующих возрастных категорий.
КУП «Могилёвский учобщепит», директор Богданов Андрей Валерьевич, т. 8(0222)62-84-13
Заведующий производством – Терешкова Наталья Михайловна, 8(0222)т.  65-20-16
По вопросу снятия с питания обращаться к заведующему производством по телефону: 8(0222)65-20-16 до 09.00, либо информировать классного руководителя.
Корректировка количества питающихся учащихся на день проводится до 09.00
(ежедневно с понедельника по пятницу)

Система Расчет - Образование и развитие - Отделы, образования - Могилев - УО Могилевский ГИК - Питание в школах(гимназия) - лицевой номер учащихся.
Код услуги 7470506
Далее вносится сумма платежа

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе.

Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники, предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью, тенденция стала меняться и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:«Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие. Ведь еда – наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины –особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.

Польза подобных горячих завтраков неоспорима – они намного лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие.

В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия.

Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста.

Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.

Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что учащиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок – это в любом случае напряжение. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.

В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни.

Здоровое (рациональное) питание – одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.

Становится все более понятным, что именно здоровье – самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.

Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы и онкологических процессов.

В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано 3-разовое питание: завтрак, обед и полдник. Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.

Полноценное и правильно организованное питание – необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний.

Правильно питаться надо в любом возрасте, но в школьном это особенно важно.

В этот период жизни организм человека растет почти так же активно, как и в первый год жизни: формируется скелет, увеличивается мышечная масса, развиваются опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и нервная системы, идет серьезная гормональная перестройка.

ЗАВТРАК ДОМА

Не каждый ребенок готов принимать пищу в ранний час. Поэтому, готовя полезный завтрак, учитывайте пожелания своего чада.

Завтрак не должен быть тяжелым. Подойдут вареное яйцо или омлет, творог, каша (лучше овсяная). Добавьте также овощи. А выпить можно чай или какао с молоком.

ЗАВТРАК С СОБОЙ

Обязательно дайте ребенку что-нибудь перекусить. До обеда далеко, а сил он потратит немало в первые же школьные часы. Отлично подойдет бутерброд с сыром или отварным мясом, запеканка или сырник. И опять-таки не забывайте про овощи и фрукты. Дайте с собой орехи, печенье: быстрые углеводы позволят ребенку не «спать» на уроках, а сосредоточенно воспринимать информацию. Не давайте ребенку с собой быстропортящиеся продукты: йогурты, вареную колбасу и т.п. Второй завтрак кладите в пластмассовые коробочки. Чтобы ребенок не брал грязными руками бутерброды, заверните их в пищевую пленку. В качестве питья дайте сок, минеральную воду.

ОБЕД

Объясните ребенку, что горячий обед в школьной столовой - это хорошо. Если же чадо ест дома, то его должен ждать полноценный обед: суп, рыба (мясо), тушеные или вареные овощи (картофель, капуста). Не возбраняется иногда на гарнир сварить бобовые, макароны.

УЖИН

Вечерний прием пищи должен быть горячим. Это может быть мясо птицы с овощами или рисом. Выпить лучше молоко или кефир. Молочный белок необходим ребенку - суточная норма молока для школьника - 500 мл.

К сведению: Сколько калорий должен потреблять школьник вдень: в 7-10 лет- 2400 ккал, 14-17 лет - 2600 - 3000 ккал. Если ребенок спортcмен, плюс 500 ккал.

Совет: Если дочь-подросток решила похудеть, обязательно отведите ее к диетологу, пусть «стройнеет» под присмотром специалиста.
"Меню правильного питания для школьников" Приблизительное меню для ученика младших классов выглядит следующим образом:

1-й завтрак: овощное блюдо или каша; чай, кофе или молоко.

2-й завтрак: творожное или яичное блюдо; мясо или птица; гарнир; напиток.

Обед: салат; суп; блюдо из мяса, рыбы или птицы; гарнир; напиток.

Полдник: молоко или кефир; хлебцы или печенье из цельных злаков; свежие фрукты.

Ужин: овощное/творожное блюдо или каша; кефир или молоко.

Согласно требованиям правильного питания для школьников в качестве первого блюда предлагают бульоны – мясной, куриный или рыбный, супы, сваренные на этих бульонах с крупами, овощами, галушками, молочные, фруктовые, вегетарианские супы. Второе блюдо – это котлеты, тефтели, биточки, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, запеканки, запеченная рыба, птица, гуляш, бефстроганов, тушеное мясо, азу и т.д.

При составлении более точного меню учитывают особенности и предпочтения ребенка

"Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году"

Примерные двухнедельные рационы питания для учащихся 1-11х классов на зимне-весенний период 2023-2024 учебного года

https://disk.yandex.by/i/2jci4mvkDsUcOQ

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

https://edu.gov.by/pitanie/#table

Организация школьного питания

https://www.youtube.com/watch?v=Lp5UA-Hl9y4

«Горячая линия» по вопросам питания в учреждениях образования

http://mogilev-region.edu.by/ru/main.aspx?guid=4141
поделиться в: